Добро пожаловать

Дворец культуры "Строитель"

(Клуб строителей, Дворец культуры строителей, Городской Дворец культуры)

Первые упоминания о Клубе Строителей относятся к 30-м г.г. 20 века. Первое здание Клуба Строителей Кузнецкстроя барачного типа находилось на бывшей Центральной – Базарной площади (ныне Советская площадь).

Далее (середина 30-х г.г. – 50-е г.г. 20 века) Клуб Строителей Кузнецкстроя располагался в одноэтажном здании барачного типа около старой рыночной площади в Куйбышевском районе (за магазином «Ласточка»), в настоящее время на этом месте находится здание школы №8. По воспоминаниям современников Клуб Строителей представлял из себя «приземистый деревянный барак за высоким дощатым забором». Внутренняя часть клуба была распланирована таким образом, что 2/3 площади занимал зал со сценой для проведения мероприятий: партсобраний, активов, лекций, кино, самодеятельности и др. мероприятий, а 1/3 площади занимали гардеробная и буфет со столиками, где можно было на скорую руку перекусить, а во время увеселительных мероприятий столики раздвигались, и молодёжь устраивала там танцы. Разделялись эти два помещения колоннами, которые поддерживали перекрытие и кровлю здания.

В городской газете «Большевистская сталь» есть несколько статей о работе Клуба Строителей того периода времени:«Выставка начинающих художников»

В январе при клубе строителей Соцгорода организована выставка картин и рисунков начинающих художников-строителей.

Немного картин, портретов, зарисовок на стенах клуба строителей Соцгорода. Тем не менее, эта выставка начинающих художников, организованная постройкомом №1, вызвала огромный интерес. Днём, вечером в клуб идут ученики школ города, металлурги, студенты, техники инженеры, художники, чтобы посмотреть экспонаты. Около картин завязывается горячий обмен мнений. Свои впечатления посетители записывают в маленькую тетрадь. Здесь отзывы рядовых рабочих, студентов Новосибирского строительного института, скульптора тов. Сузикова. Все они отмечают, что выставка своевременна. Она организуется впервые.

Огромная тяга к рисованию молодёжи, взрослых рабочих, детей. Десятки людей отдают свой досуг этому любимому занятию. Дошкольники, ещё не знающие букв, рисуют своих любимых героев – Будённого, челюскинцев. Пионеры заносят в свои альбомы Чапаева, других героев нашей страны. Они вкладывают в свои рисунки свои чувства, свои мысли.

Здесь на выставке работы нацменов Каженова, Сулиманова и др. любителей нашего завода. Молодые художники-любители, только что пробующие свои силы и зрелые художники принесли свои картины. Неслучайно посетители подолгу останавливаются около этюдов с натуры, портретов, изготовленных Е. Васильевым. Эти работы показывают, что перед нами молодой, растущий художник, упорно овладевающий кистью, каранда- шом. Заслуживает внимания картина Манке – Крепость. О работах Лёвы Киселёва – ученика 6 класса школы №20 посетители дают хорошие отзывы, Киселёв давно подружился с кистью, отдаёт свободное время рисованию. На выставку он принес картинку с натуры, портрет тов. Сталина. Нельзя не приветствовать выставки. До сих пор с любителями-художниками никакой работы никто не вёл. Они не получали помощи. Пора профсоюзным организациям серьёзно подумать над этим вопросом. Надо пополнять выставку работами десятков др. любителей-художников. П. Бурд (газета «Большевистская сталь», 1936, - 6 февраля)

В феврале г. Сталинск отмечает пушкинские дни: во Дворце культуры металлургов открыта художественная выставка, посвященная А.С. Пушкину, скульптор А.Г. Гамулин создаёт барельеф для ДКМ, художник Клуба строителей А. Бурмистров делает для интерьера клуба копию тропининского портрета А.С. Пушкина. Проходят концерты, литературные чтения. (газета «Большевистская сталь», 1937, - февраль)

Ко Дню Авиации кружок ИЗО при Клубе строителей (рук. А. Бурмистров) готовит композицию (объёмную выставку) с портретами лётчиков-героев (беспересадочный полёт в США через Северный полюс; завоевание Северного полюса). (газета «Большевистская сталь», 1937)

Современное здание Клуба Строителей (типовой проект архитектора Г. Борташева) было построено в 1953 г.

Сам факт появления в нашем городе этого оригинального здания не случаен. Начиная с 50-х г.г. в застройке Новокузнецка стали проходить существенные изменения. В первую очередь, они были связаны с созданием в Новокузнецке, а прежде Сталинске, так называемых архитектурных ансамблей. В те годы обустраиваются: улица Орджоникидзе, площадь Маяковского, а немного позже и театральная. Появляются многие объекты культуры, среди которых Клуб строителей, кинотеатр «Октябрь», драмтеатр и многие другие. Солидный объём работ ложится на трест «Сталинск-промстрой» (позже, «Кузнецкпромстрой») и его подразделений.

Казалось бы, строительство такого типового объекта, каким был Клуб строителей, не должно было вызвать особых затруднений. Однако архитектор Г. Борташев, по чертежам которого в стране было возведено не одно типовое здание, подобное нашему Клубу строителей, вряд ли мог учитывать на каком месте будет построен очередной его проект. Строительство клуба осложнялось для «Сталинскпромстроя» тем, что сооружаться он, как и некоторые другие здания по ул. Орджоникидзе, должен был в обводненной местности прежних глубоких озёр и топких болот у русла реки Абы, куда требовались большие капиталовложения на инженерную подготовку и намыв грунта на будущую строительную площадку. Однако эта территория в градостроительном отношении была наиболее предпочтительной по сравнению с другими вариантами: находилась в геометрическом центре города, была удалена от промышленных предприятий, рядом уже имелись сложившиеся крупные жилые массивы.

В 1953 строительство клуба было успешно завершено и решением Центрального райисполкома от 9/5 1953 №165 отдано на баланс ЖКО «Сталинскпромстроя».

Вот как отзывался на общегородской конференции строителей г. Сталинс-ка за 1953 год о работе специалистов и рабочих треста по возведению здания Клуба строителей архитектор В.Н. Савченко: «Пока из имеющихся клубов наилучшим по качеству интерьера следует признать Клуб строителей. Здесь много труда было положено архитекторами треста «Сталинскпромстрой» тов. Орловым, Гуревич и всем коллективом строителей. Присутствие архитектурного надзора и сказалось на результатах. Клуб в целом выполнен при удовлетворительном качестве отделочных работ». Однако В.Н. Савченко отметил, что культура проработки мелких лепных деталей недостаточна высока, а в некоторых случаях просто небрежна. Особенно это сказывается в тех работах, где лепщик не учёл, что лепнина будет рассматриваться зрителями в упор (капители, фойе, барельеф на ложах зрительного зала). Иногда орнамент выбран не очень удачно (обрамление портала).

«Выстроенный Клуб строителей, - говорит архитектор, - был определён-ной школой для треста «Сталинскпромстрой». И надо прямо сказать, что та небрежность, которая во многом наблюдается в здании Клуба строителей, будет совершенно недопустима в зданиях театра и гостиницы». Причем далее архитектор порекомендовал Горисполкому, чтобы управление главного архитектора города вело постоянный контроль на всех стадиях работ по важным городским объектам, так как некоторые интерьеры клубов не будут служить развитию художественного вкуса трудящихся.

Несмотря на нарекания, после устранения всех неполадок клуб был сдан в эксплуатацию в октябре 1953 года и уже в течение многих лет не перестаёт развивать и «вкус трудящихся» и их внутреннюю культуру.

Клуб строителей по праву относят к одному из китов новокузнецкого зодчества и памятнику архитектуры конца сталинской эпохи. Массивная колоннада из десяти вертикальных стержневых элементов, фигурки рабочих-строителей и многие другие художественные достоинства, выделяют это здание из пространства городской архитектоники. Придают ему неповторимость и композицию завершённости. Основное место досуга строителей и их семей и по сей день напоминает новокузнечанам о той важной нише, что отводилась людям труда.

С появлением своего клуба в культурной жизни строителей произошли серьёзные изменения. Теперь появился свой центр, где стали проводить все мероприятия: общественные, культурные, увеселительные. Наивысшей точки достигла работа художественной самодеятельности, для которой были созданы великолепные условия для дальнейшего развития сценической деятельности, постоянно организовывались вечера танцев для молодёжи, концерты и другие выступления. Клуб строителей как бы стал притягатель-ной силой для всего коллектива строителей. Здесь функционировали популярные хоровой коллектив, балетная труппа, оркестр, драматический кружок и различные танцевальные коллективы. В детском секторе работали 14 разных кружков (фото, музыкальный, хоровой, танцевальный и др.). В общей сложности во всех кружках художественной самодеятельности участвовало около тысячи строителей и более трёхсот детей строителей.

Участники художественной самодеятельности давали концерты в клубе, общежитиях, на стройках, в других культурно-досуговых учреждениях, выезжали в подшефные колхозы.

Строителям очень полюбился их клуб. Люди целыми семьями ходили на выступления артистов художественной самодеятельности, особенно они восхищались своим балетом, который практически ни в чём не уступал профессиональной балетной труппе. Все новогодние праздники отмечали вместе – с поздравлениями Деда Мороза и шампанским. Было по-настоящему весело!

Клуб строителей был и центром массовых спортивных мероприятий. Здесь работали секции: лыжная, конькобежная, хоккейная, футбольная, волейбольная, городошная, стрелковая и другие. В 1963 году в различных мероприятиях участвовало более 3 тысяч человек, в 1965 году насчитывалось уже 5 тысяч физкультурников.

Годы расцвета художественной самодеятельности и физического развития коллектива строителей относятся к 1959-1965 годам.

В 1991 году Постановлением президиума Кемеровского обкома профсоюзов Клуб строителей треста «Кузнецкпромстрой» переименован во Дворец культуры строителей.

В 1999 году произошла смена собственников. Дворец из подчинения профсоюзов треста «Кузнецкпромстрой» перешел в ведомство Управления культуры.

Распоряжением Администрации г. Новокузнецка от 08.02.1999г. №63 «О передаче Дворца культуры Строителей на баланс Управления культуры» здание, техническая документация и землеустроительное дело Дворца культуры Строителей принято на баланс Управлением культуры под размещение досугового центра молодёжи и базовую площадку учреждений Управления культуры. Такая необходимость была вызвана тем, чтобы не только сохранить здание, но и создать в Центральном районе свой собственный очаг культуры. В связи с этим уже в ноябре 1999 г. выходит распоряжение Администрации г. Новокузнецка от 01.11.1999г. №943 «О создании муниципального учреждения «Городской Дворец культуры»» - создать муниципальное учреждение «Городской Дворец культуры» и подготовить учредительные документы для государственной регистрации в установленном законом порядке.

Дворец его новые хозяева получили далеко не в лучшем состоянии. Требовала ремонта кровля, отсутствовала свето- и звуковая аппаратура, одежда сцены, зрительный зал был полностью разрушен. Сменился практически весь коллектив.

Благодаря помощи спонсоров, среди которых городская администрация, различные новокузнецкие предприятия, общественные организации и неравнодушные к культуре горожане, во Дворце закипела новая жизнь. Сделали тренажерный зал, тир, построили театральную студию, отремонтировали помещение студии бального танца, создали костюмерный цех, частично поменяли водопроводные сети, кровлю, обновили асфальтовое покрытие перед зданием. Однако работников Дворца, по-прежнему, волнует судьба зрительного зала и всего здания в целом, которое требует капитального ремонта. Дело лишь во времени и средствах.

Творческие коллективы

Клуба строителей, Дворца культуры строителей

40-е – 90-е годы

Народный театр балета Клуба строителей

Первый хореографический коллектив Клуба строителей был создан в 1945 году в старом здании клуба, руководила этим коллективом Ирина Суфин. В 1946 году в коллектив приходит новый руководитель Александра Петровна Семёнова. Высокообразованный грамотный балетмейстер, хороший и очень чуткий педагог, А.П. Семёнова сразу же завоевала симпатии своих подопечных. В коллектив потянулась молодёжь, Александра Петровна делала тщательный отбор наиболее одарённых. А.П. Семёнова была чрезвычайно изобретательна в постановке хореографических композиций, номера её концертной программы отличались оригинальностью, сюжетностью и были даже немного озорными, всегда тепло принимались зрителями. Например, такой оригинальный по замыслу и исполнению танцевальный номер «Пат, Паташонок и Чарли Чаплин» на всех концертах, как правило, повторялся на «бис». Этот танец исполняло очень одарённое трио – в роли Пата выступал Юрий Рунов, Паташонка танцевал Владимир Шубарин, а Чарли Чаплина – Георгий Бутырев.

Большим успехом пользовался и танец «Матрёшки», его танцевало шесть девушек. Это был также игровой танец с частушками, которые сочинила сама Семёнова. Нельзя не отметить большой танцевальный номер «Дождик тай гопак», в котором был занят весь коллектив (в то время он был не очень многочисленным – всего двадцать человек), где солистами являлись Георгий Бутырев, Владимир Шубарин, Полина Трофилова, Елена Трофилова

В репертуаре коллектива были также «Цыганский танец» в исполнении Антонины Чухраевой и массовый танец «Полька», где солистами были Владимир Шубарин и Елена Трофилова. (Шубарин Владимир Александрович – с 1951 г. выступал в хоре им. Пятницкого, с 1953 г. – Краснознамённом ансамбле песни и пляски Советской Армии им. Александрова, в дальнейшем выступал с сольными концертами, Заслуженный артист РСФСР)

Помимо постановочной работы А.П. Семёнова уделяла большое внимание занятиям у станка. Если танцы, поставленные ею, были в основном характерные, то станок был классическим.

В 1947 году танцевальный коллектив Клуба строителей впервые на правах взрослого участника выступил на городском смотре художественной самодеятельности и занял первое место. После признания на городском уровне участники танцевального коллектива стали считать 1947 год – годом рождения коллектива.

В 1949 году коллектив возглавила Вера Фёдоровна Павлова. Молодая солистка Новосибирского театра оперы и балета решает покинуть профессиональную сцену и посвятить свою деятельность занятиям с самодеятельными артистами. Горячо взявшись за дело, Вера Фёдоровна привлекает к работе не только и не сколько любителей характерного и народного танца, а скорее молодёжь, которая бы потянулась к танцу классическому. Много времени и кропотливого труда отдаёт она работе у станка. За короткое время коллектив значительно вырастает количественно. Приходит много молодых парней. Девушки впервые становятся на пальцы. Работа стала многоплановой, творческий диапазон коллектива расширился. Наряду с танцевальными номерами народного плана («Русский танец», «Давидновская кадриль», «Молдаванеска») появляются уже и танцы классического направления – «Цыганский танец» из балета «Раймонда» (исполняли Анатолий Шатов и Алевтина Наумова), «Венгерский танец» из того же балета (большой массовый танец), Па-де-де из балета «Дон Кихот» в исполнении Александра Стукова и Тамары Дормидонтовой. «Татарский танец» (танец характерный) с большим успехом исполнялся Валентиной Ерещенко, Полиной Трофиловой и Виктором Себякиным

Проявляя удивительное терпение и настойчивость, В.Ф. Павлова упорно идёт своим путём, ставя перед собой сложнейшую задачу – за короткий срок осуществить постановку «Половецких плясок» из оперы Бородина «Князь Игорь», ведь заниматься приходилось в тяжелых условиях – не было необходимых репетиционных помещений, костюмов, репетиции проходили в холодном неотапливаемом здании.

И, всё-таки, «Половецкие пляски» ожили, завоевав широкое признание новокузнецкого зрителя. В 1951 году на Областном смотре художественной самодеятельности «Половецкие пляски» получили самую высокую оценку жюри и были рекомендованы на Всесоюзный смотр в г. Москву и в 1952 году коллектив успешно выступил в Колонном зале в Москве.

Первыми исполнителями «Половецких плясок» являлись Владимир Черкасов, Валентина Губанова, Зинаида Жилина, Анна Дедловская, Тамара Бурмистрова, Василий Кашедов, Виктор Сергеев. Ведущую партию танцевала Полина Трофилова-Моисеева, позднее её сменила Валентина Портная-Барадулина. Солистами также были Галина Малинина, Зинаида Кицура, Иван Ефимов, Юрий Пенагин, Лев Крылов, Петр Мухортов, Евгений Федин и др.

Вслед за «Половецкими плясками» на сцене Клуба строителей появляется новая работа коллектива – «Вальпургиева ночь» Ш. Гуно из оперы «Фауст», вальс из балета Чайковского «Лебединое озеро».

В 1957 году хореографический коллектив Клуба строителей – единствен-ный коллектив самодеятельного балета, принимающий участие в Зональном фестивале самодеятельного искусства в г. Новосибирске. На фестивале был представлен вальс из балета Чайковского «Лебединое озеро», в исполнении которого принимала участие вся труппа, солистами являлись Валентина Яблокова, Пётр Мухортов, Валентина Портная-Барадулина, Василий Тарасов, Светлана Хансон, Евгений Федин, Нелли Пушнина, Юрий Маракулин, Любовь Сероклинова, Александр Стуков, Нелли Ляскоронская, Ирина Сентябова.

В Новосибирске коллектив стал Лауреатом Зонального фестиваля самодеятельного искусства и был утверждён кандидатом на 6 Всемирный фестиваль молодёжи и студентов 1958 г. в Москве.

В 1960 году 23 августа решением Президиума Кемеровского Облсовпрофа хореографическому коллективу Клуба строителей присваивается звание «Народный театр балета» и вручается Диплом о присуждении звания «Народный театр балета».

В этом же году был выпущен 4-й акт балета Минкуса «Дон Кихот», «Космический балет» Козина, а вслед за этим началась новая большая работа над балетом «Баядерка» Минкуса. Коллектив Народного театра балета впервые в Новокузнецке создаёт «полнометражное» многоактовое (3 акта в 8 картинах), вполне законченное произведение-спектакль. «Баядерка» имела огромный успех, спектакль был показан зрителю 26 раз. Люди спрашивали лишний билетик ещё задолго до начала представления. Город Новокузнецк приобретает славу самого «балетного» города.

В 1961 году создателю и руководителю Народного театра балета Клуба строителей Вере Фёдоровне Павловой присваивается почётное звание Заслуженной артистки РСФСР.

В 1962 году коллектив Народного театра балета принимает участие в творческом отчете художественной самодеятельности в Москве, в 1963 году артисты Народного театра балета участвуют в концерте для делегатов 4 съезда профсоюза рабочих строительства и промышленности строительных материалов. К этому времени относятся успешные заграничные гастроли в Норвегии, Польше, ГДР, Австрии, Венгрии (Валентина Портная-Барадулина (Заслуженная артистка РСФСР с 1965 г.) и Василий Тарасов). Параллельно с гастролями Народный театр балета выпускает новый спектакль-балет Асафьева «Бахчисарайский фонтан».

В 1964 году коллектив возглавил молодой балетмейстер Лев Иванович Крылов, который в прошлом являлся танцором Народного театра балета. За короткое время новый руководитель театра балета ставит спектакль «Жизель» Адана, вслед за этим Л.И. Крылов ставит на сцене Клуба строителей сложный трёхактовый балет «Корсар» Адана и Делибе, а затем в 1966 году – спектакль «Барышня и хулиган» Шостаковича. В этом же году был выпущен ещё один спектакль – балет «Щелкунчик» Чайковского, балетмейстером-постановщиком которого был Константин Паутов. Затем долгое время коллектив оставался без руководителя. Его роль выполнял энтузиаст сцены Виктор Фёдоров.

В 1970 году Народным театром балета был поставлен спектакль на сюжет произведения М.Б. Лермонтова «Маскарад» (муз. Лапутина). Балетмейсте-ром-постановщиком была Любовь Григорьевна Сероклинова-Изотова. Воспитанница театра балета с честью справилась с труднейшей задачей, за которую даже профессиональные коллективы брались с робостью. В 1971 году балетмейстером Л.И. Крыловым был поставлен «Сон Ратмира» из оперы Глинки «Руслан и Людмила», а в 1972 году балетмейстером К.А. Хохловым и репетитором В.К. Полещуком осуществлена постановка «Половецких плясок».

Народная хоровая академическая капелла

Данный коллектив был организован в 1948 году (Хор русской народной песни). Руководила им Евгения Ильинична Литвинова, ветеран Кузнецкстроя. В 1931 году по направлению наркома просвещения она в числе энтузиастов-просвещенцев из Москвы прибыла на строительство КМК. По прибытии на стройплощадку Литвинову назначили дошкольным инспектором Кузнецкстроя. У Евгении Ильиничны было прекрасное музыкальное образование, и когда встал вопрос об организации культурного отдыха рабочих, то выбор пал на неё. Литвинову назначили пианисткой и руководителем художественной самодеятельности на стройке. Начинается новый этап в её жизни, где проявился её истинный творческий талант. Нашлись энтузиасты из числа рабочих-строителей, которые составили первый костяк художественной самодеятельности Кузнецкстроя. Были организованы драматический коллектив со своим режиссёром, хоровой коллектив, которым руководила сама Евгения Ильинична. Литвинова занималась хором, солистами, танцами. На первом смотре самодеятельных коллективов Сибири, который проходил в Новосибирске, коллектив Кузнецкстроя в нескольких видах искусства получил диплом первой степени, премии и награды.

В годы войны Е.И. Литвинова была и директором клуба, и его художественным руководителем, и завхозом.

Особенно талант и мастерство Евгении Ильиничны раскрылись в новом здании Клуба строителей, где были созданы великолепные условия для дальнейшего расцвета сценической деятельности художественной самодеятельности строителей. На всех городских мероприятиях всегда участвовала самодеятельность строителей в сопровождении великолепного балета, танцев, хорового исполнения песен. Литвинова сама аккомпани-ровала хору, солистам, танцорам и делала всё это с большим мастерством и увлечённостью.

Благодаря неутомимой энергии и исключительной принципиальности Евгения Ильинична всегда отстаивала интересы самодеятельных коллективов и требовала решения своих вопросов. Председатели постройкомов того периода И.П. Романов, М.М. Клочков постоянно подвер- гались натиску со стороны Литвиновой, которая требовала от них материального обеспечения артистических коллективов. А деньги всегда требовались немалые: на постоянно обновляемые костюмы для артистов, поездки на смотры и фестивали и т.д.

За успехи в эстетическом воспитании молодёжи, трудящихся города Новокузнецка Евгения Ильинична Литвинова была награждена орденом «Знак Почета» и медалями. В 1968 году ей было присвоено звание Заслуженного работника культуры РСФСР.

В 1970 году художественным руководителем и дирижёром академической хоровой капеллы Клуба строителей становится Александр Ляпин.

В 1976 году академическая хоровая капелла получает звание «Народной».

Драматический коллектив

(40-50-е годы)

Ансамбль народного танца

(Основан в 1970 году. Руководитель Г. Кашкаров)

Эстрадный оркестр

(Основан в 1973 году. Руководитель В. Якунин, В. Сергеев. Солисты – А. Коломенко, М. Куршин, В. Ляхина)

Цирковая студия «Икар»

(Основана в 1970 году. Руководитель Л.Н. Иванова (с 1974 по 1991 год))

Танцевальный коллектив

(70-е годы, руководитель Л. Аболонков)

Ансамбль бального танца

(70-е годы, руководитель В. Трепак)

Детский хор

(70-е годы, руководитель Л. Рубан)

Оркестр народных инструментов

(70-е годы, руководитель И. Сиряк)

Детский духовой оркестр

(1983-1986, руководитель Г. Логинов)

Детский танцевальный коллектив «Радуга»

(80-е годы, руководитель Н. Скворцова)

Кукольный театр «Чебурашка»

(80-е годы, руководитель Н. Борсук)

Ансамбль танца «Ритмы планеты»

(80-е годы, руководитель В. Денисова)

Вокальный ансамбль «Мелодия»

(90-е годы)

Фольклорный ансамбль «Сударушка»

(90-е годы)

Кинотеатр «Октябрь»

Кинотеатр «Октябрь» открылся 11 октября 1957 года показом премьеры культовой советской ленты «Тихий Дон» с Элиной Быстрицкой и Петром Глебовым в главных ролях.

Знаменательным для истории кинотеатра стал 1969 год: по решению городского комитета Партии ему присвоили статус детского специализированного кинотеатра. Это был самый большой детский кинотеатр Советского Союза с количеством посадочных мест 644. Теперь все городские премьеры детских и юношеских фильмов киностудии им. М. Горького и премьеры мультипликационных фильмов проходили в детском кинотеатре «Октябрь». Здесь проводились кинолектории по интересам, киноуроки по произведениям литературы и истории, киноклубы по памятным и знаменательным датам страны, по правилам дорожного движения, КВНы и многое другое. Всех, кто хоть однажды бывал в кинотеатре «Октябрь», удивляет, восхищает роспись его стен и колонн по мотивам детских кинопроизведений в готическом стиле. Но мало кто сегодня знает, что автор этого художественного чуда – наш известный новокузнецкий художник Виталий Карманов. Роспись выполнена зимой-весной 1983 года и до сих пор украшает фойе кинотеатра.

Присвоения статуса «детский» кинотеатру давало определённые преимущества: осуществлялась государственная поддержка в финансировании, он был полностью освобожден от уплаты налогов. Поэтому билеты на детские киносеансы были очень дешевыми.

В 1992 году кинотеатр «Октябрь» утратил статус детского, но, несмотря на это, до сих пор традиционно продолжает работу с детским зрителем и молодёжью города, особенно по военно-патриотической тематике.

В разное время с презентациями фильмов в кинотеатр «Октябрь» приезжали известные советские киноактеры. К примеру, Николай Рыбников, Алла Ларионова и Любовь Орлова. «Карнавальную ночь» представлял актёр Олег Белов, Андрей Мартынов приезжал с фильмом «А зори здесь тихие». С показом работ у нас побывал и известнейший мультипликатор Вячеслав Котеночкин (режиссёр м/ф «Ну, погоди!»). Гостями кинотеатра «Октябрь» были Александр Балуев с фильмом «Кандагар», а также Александр Абдулов, Александр Збруев и Анастасия Вертинская с фильмом «Бременские музыканты и Ко».

Кинотеатр никогда не останавливается в своем развитии. Так, в 1995 году на первом этаже был обустроен и открыт малый зал на 92 посадочных места. Помимо обычных фильмов здесь начали демонстрировать и стереоскопическое кино. Первым из них был фильм В. Назарова «Хозяин тайги» с Владимиром Высоцким в главной роли.

Именно кинотеатр «Октябрь», в свое время, первым в городе был оборудован системой звука DOLBY DIGITAL 5.1 с «эффектом присутствия». А позже, при поддержке Администрации города, полностью перешел на цифровой показ фильмов в формате 3D. Первый такой сеанс состоялся 22 декабря 2011 года фильмом «Фантом» Т. Бекмамбетова.

Кинотеатр «Октябрь» продолжает развиваться и сегодня. На данный момент в «Октябре» 2 зала на 420 и 90 посадочных места, свой буфет с точкой бесплатного Wi-Fi. В 2014 году оборудована новая касса с электронной системой продажи билетов, разработан сайт учреждения с возможностью бронирования билетов. Зрители могут заказать билеты на любой киносеанс, не выходя из дома. В 2015 году в обоих залах произведена замена старых кресел на современные и более удобные. В большом зале в декабре этого же года был установлен новый экран, благодаря которому зрительное восприятие изображения увеличено более чем в 4 раза.

Все изменения, произошедшие в нём за последние несколько лет, не затрагивают архитектуру здания и внутреннее убранство кинотеатра, оставляя чарующую атмосферу популярного во всем мире стиля «винтаж» в нетронутом виде. Жители и гости Новокузнецка могут с комфортом наслаждаться просмотром мировых и отечественных премьерных кинофильмов, ведь истинное назначения «Октября» – показ кино.

Сегодня кинотеатр «Октябрь» – единственный из муниципальных действующих кинотеатров Новокузнецка.

Дом творческих Союзов

Дом творческих Союзов - это уникальное учреждение культуры в Сибири, здесь сосредоточена профессиональная культура южной столицы Кузбасса: профессиональные творческие Союзы - архитекторов, художников, журналистов, писателей, а также муниципальные творческие коллективы: камерный хор, молодёжный хор «Надежда», театр «СинТезис», музыкальное общество «Лира» общей численностью более 100 человек.

В клубных формированиях и объединениях ДТС занимается более 1300 участников. Ежегодно проводится более 1000 культурно - досуговых мероприятий, которые посещают более 250 тыс. зрителей.

Трудно оценить роль Дома творческих Союзов в развитии культуры не только Новокузнецка, но и Кузбасса. Сотни выставок и вернисажей, концертов хоровой музыки, выступлений композиторов, творческих и поэтических вечеров, презентаций книг новокузнецких авторов, спектаклей ежегодно проводится этим учреждением культуры.

Новокузнецкие художники, архитекторы, писатели и журналисты не только создают неповторимый художественный образ родного города и Кузнецкой земли, но и достойно представляют Кузбасс и Новокузнецк на международных, всероссийских и региональных фестивалях, конкурсах, выставках. Только за последние три года новокузнецкие художники, архитекторы, писатели, журналисты, муниципальные хоровые коллективы Дома творческих Союзов более 100 раз завоёвывали Гран-При и становились Лауреатами.

Дом творческих Союзов открыт не только для творческой элиты или избранных. Здесь проходят школу профессионального мастерства молодые художники, литераторы, музыканты, свои творческие проекты представляют молодые архитекторы.

У профессиональной культуры Новокузнецка есть будущее.

творческие коллективы ДТС

Дом творческих союзовНовокузнецкий муниципальный камерный хор организован по инициативе его бессменного художественного руководителя и дирижёра, Заслуженного деятеля искусств РФ Сергея Липового в 1992 году. Новокузнецкий муниципальный камерный хор - единственный профессиональный хоровой коллектив в нашем городе, коллектив хора – многократный Лауреат международных и всероссийских фестивалей и конкурсов, инициатор проведения в Новокузнецке фестивалей хоровой музыки «Кузнецкая земля» в 2008, 2010, 2012, 2014, 2016 гг.

Муниципальный молодёжный хор «Надежда». Хоровая студия «Надежда» была создана Ниной Константиновной Курихиной в городе Новокузнецке в 1984 году. За время становления и развития коллектива, хоровая студия преобразовалась в Муниципальный молодёжный хор «Надежда» и в настоящее время базируется в Доме творческих Союзов. В репертуаре хора «Надежда» более трёхсот музыкальных произведений различных стилей и жанров: духовная музыка, народный фольклор, произведения русских и зарубежных композиторов, произведения современных авторов и т. д.

Коллектив «Надежда», под руководством Ниной Курихиной, с достоинством представляет хоровое исполнительское мастерство на международных фестивалях и конкурсах.

Муниципальный театр «СинТезис». Официально датой рождения нового камерного театра считается 16 декабря 1988 года, когда на небольшой уютной сцене ДТС состоялась премьера спектакля Н. Ставинского «Четыре допроса 37-го года».

В декабре 2013 года театр «СинТезис» отметил свое 25-летие. За 25 лет он показал кузбассовцам более 4000 спектаклей.

Последние 10 лет театр работает, в основном, для детского зрителя. Коллективом театра всегда учитывается специфика зрительской аудитории. Для дошкольников - это добрые сказки, в которых герои сталкиваются с трудностями, а дети, сопереживая персонажам, учатся находить выход из сложных ситуаций.

Режиссером-постановщиком весёлых музыкальных спектаклей является Игорь Григорьевич Шишкин. Его сказки в постановке «СинТезиса» «Три волшебных сундучка», «Внучка Красной Шапочки», «Три веселых поросенка», «Ледяной принц», «Золотая рыбка», «Как муравей и стрекоза подружились», «Чижик-пыжик» и др. учат детей добру, любви к родине, дружбе и преданности.

«СинТезис» хранит и продолжает традиции, возникшие в годы расцвета театра. Ежегодно к 1 апреля для новокузнечан на сцене Дома творческих Союзов проходит весёлый театральный капустник, а в период летних и зимних каникул театр организует для детей утренники и праздники, ежегодно в Международный День защиты детей на благотворительные спектакли театра приходят воспитанники детских домов, приютов и школ-интернатов нашего города.

Сегодня «СинТезис», несмотря на все произошедшие в нём перемены, остается самым востребованным театром нашего города, ежегодно собирая около 10 000 зрителей. Театр активно работает с более чем 100 детскими учреждениями города Новокузнецка (школы и детские сады).

Коллектив театра обновляется за счёт привлечения творческой молодёжи. С целью повысить профессионализм молодые участники коллектива получают соответствующее образование в ВУЗах.